АНАЛИЗ РАБОТЫ ИМИТАЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ БУРЕНИЯ

Р. А. Исмаков, А. Р. Хафизов, И. Д. Мухаметгалиев, С. Г. Гуменников, М. Р. Галлямов

Аннотация


Рассмотрены и проанализированы тренажеры для обучения навыкам бурения нефтяных и газовых скважин. Были изучены дополнительные способы применения тренажеров, в числе которых могли бы быть: аттестация, прием на работу, проведение спецкурсов повышения квалификации и т.д. Для исследования эффекта «тренажерности» проведен сравнительный анализ двух распространенных на рынке тренажеров-имитаторов бурения. Приведены требования к имитационным тренажерным комплексам, относительно которых представлены технико-функциональные характеристики анализируемых тренажеров. Данной характеристикой оценивается главным образом реалистичность динамических свойств, симуляция аварий и осложнений, где степень сходства выражена в процентном соотношении. Предметом анализа является степень применимости в вузах для моделирования специфических производственных задач строительства скважин при обучении инженерно-технических работников, на выпуск которых направлен Уфимский государственный нефтяной технический университет, а также Тюменский индустриальный университет (г. Тюмень), Ухтинский государственный технический университет (г. Ухта), Томский политехнический университет (г. Томск). Раскрыта актуальность разработки специализированных виртуальных тренажеров для обучения специфическим задачам строительства нефтяных и газовых скважин. Проанализированы возможности достижения с использованием перечисленных тренажеров компетенций по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) высшего образования (ВО) для направления подготовки Нефтегазовое дело 21.03.01 (бакалавр) и 21.03.01 (магистр).

Ключевые слова


бурение скважин;виртуальный тренажер;моделирование процесса бурения;буровая инженерия;наклонно-направленное бурение;газонефтеводопроявления (ГНВП);drilling wells;software simulator;drilling model operation;boring engineering;directional drilling;oil-gas and water shows;

Литература


URLhttp://amt-s.spb.ru/amt231uk.html.

Шарафутдинов А. А. Совершенствование оценки эффективности совместной тренажерной подготовки персонала объектов ТЭК и личного состава пожарной охраны: дис… канд. техн. наук. Уфа, 2016. 173 с.

Исмаков Р. А., Рахматуллин Д. В., Мухаметгалиев И. Д. Применение виртуальной программы-тренажера для ЭВМ «Слайд Мастер 1.18» для обучения практическим навыкам бурения нефтяных и газовых скважин с использованием забойных телеметрических систем // Нефтяная провинция. 2015. [Т. 3]. С.127-138. URLhttp://media.wix.com/ugd/2e67f9_bf9fd20 169b74ff9b1b5b0a2158db484.pdf (дата обращения: 10.11.16).

Компьютерное математическое моделирование процесса первичного вскрытия пласта / Р. А. Исмаков, В. Г. Конесев, К. Т. Суфьянов, И. Н.Орлов, В. Р. Рахматуллин // Бурение и нефть: электрон. науч. журн. 2014. № 12 URL: http://burneft.ru/archive/issues/2014-12/14 (дата обращения: 10.11.16).

Информационное обеспечение процесса бурения: учеб. пособие / Т. О. Акбулатов, Л. М. Левинсон, Р. А. Исмаков, Р. А. Хасанов. Уфа: ООО «Монография», 2010. 67 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Р. А. Исмаков, А. Р. Хафизов, И. Д. Мухаметгалиев, С. Г. Гуменников, М. Р. Галлямов

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

УФА, УГНТУ, 2017