МЕТОД ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Л. Х. Юлдыбаев, Е. С. Шепелев

Аннотация


Для эффективного функционирования всего технического парка нефтегазовой отрасли требуется переход от эксплуатации по установленному ресурсу к эксплуатации по фактическому техническому состоянию. Для достижения данной цели могут быть эффективно использованы средства и методы раннего обнаружения неисправностей объектов нефтегазовой промышленности, т.е. диагностика их состояния, как на стадии производства, так и в эксплуатации. В нефтегазовой отрасли при определении фактического технического состояния оборудования используются разнообразные методы, от простых органолептических методов (анализ шумов; визуальные осмотры специализированными оптическими приборами), до более сложных, таких как анализ вибраций, металлической стружки в масле, рентгенографические методы и другие. В данной работе рассмотрен один из параметрических методов диагностики, основанный на анализе отклонений контролируемых внутренних и внешних параметров объекта исследования. При этом связь между контролируемыми параметрами и величинами, характеризующими дефекты, осуществляется через математическую модель объекта диагностики. Для получения адекватной математической модели объекта по результатам проведенного эксперимента используется метод идентификации, основанной на методе наименьших квадратов. При идентификации уточняются наименее достоверные коэффициенты математической модели (варьируемые параметры), за счет минимизации невязок между одноименными параметрами модели, полученными расчетным и экспериментальным путем. Большим преимуществом такого метода является то, что сложность априорной и апостериорной моделей при этом не изменяется. В статье приведен алгоритм использования идентификации (уточнения математической модели) в параметрической диагностике на примере такого сложного технического объекта, как газотурбинный двигатель.

Ключевые слова


техническая диагностика;математическая модель;контроль параметров;дефекты;газотурбинный двигатель;technical Diagnostics;mathematical model;control parameters;defects;gas turbine engine;

Литература


Гольянов А. И. Газотурбинные установки. УГНТУ. Уфа, 2011. 701с.

Юлдыбаев Л. Х., Тунаков А. П., Ахмедзянов А. М. Методы технической диагностики, основанные на использовании математических моделей // Испытания авиационных двигателей: сборник. Уфа, 1977. Вып. 5. С. 35-38.

Ахмедзянов А. М., Юлдыбаев Л. Х. Вопросы технической диагностики состояния авиационных двигателей // Испытания авиационных двигателей: сборник. Уфа, 1977. Вып. 5. С. 17-28.

Тунаков А. П., Корабельников В. З., Архипов А. И. Балансирование результатов испытаний газотурбинных двигателей и установок / Труды Казанского авиационного ин-та. Казань,1973. Вып. 153. 286 с.

Оценка рассеивания коэффициентов потерь газовоздушного тракта серийных ВРД / Юлдыбаев Л. Х., Гумеров Х. С., Алаторцев В. П., Ахмедзянов А. М. // Испытания авиационных двигателей: сборник. Уфа, 1976. вып. 4. С.100-105.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ngdelo-2017-1-221-225

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Л. Х. Юлдыбаев, Е. С. Шепелев

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

УФА, УГНТУ, 2017