БУРОВЫЕ СУДА ДЛЯ БУРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ

С. Ю. Елисеев, Д. В. Рахматуллин

Аннотация


Истощение ряда крупных нефтяных и газовых месторождений на суше обуславливает необходимость поиска и добычи углеводородного сырья, в том числе на шельфе и в морских акваториях. Технология бурения нефтяных и газовых скважин на шельфе и на море характеризуется высокими капитальными затратами и технологическими рисками. Стоимость одного метра проходки при бурении скважин на шельфе и на море значительно превышает аналогичные затраты при бурении одного метра на суше ввиду целого ряда причин. К таким причинам относятся: погодные и климатические условия в районах акваторий добычи нефти и газа, удаленность месторождений от берега, а также необходимость применения специального бурового и вспомогательного оборудования. При бурении скважин на шельфе и на море широко применяются различные буровые установки и буровые суда, а также специальная водоотделяющая колонна - райзер. При строительстве разведочных скважин на морских месторождениях нефти и газа практически на всех нефтегазоносных акваториях используются буровые суда. Интенсивное освоение Арктического шельфа и нефтегазоносных акваторий северных морей обуславливает необходимость разработки ледостойких буровых судов нового поколения. При работе в условиях Арктического шельфа наибольшую опасность для бурового судна представляют дрейфующие льды. В настоящей статье рассмотрены специфические особенности бурения скважин в условиях Арктического шельфа, проведен анализ существующих типов буровых судов ледового класса. В работе рассматриваются методы защиты бурового судна и водоотделяющей колонны (райзера) от дрейфующих льдов.

Ключевые слова


эксплуатация Арктических месторождений нефти и газа;буровое судно;шахта водоотделяющей колонны на нижней палубе бурового судна;защитные и швартовые турели;двойная система удержания бурового судна;exploration of Arctic oil and gas fields;drill ship;moon pool;protective and mooring turret;drill ship double retention system;

Полный текст:

PDF

Литература


Заявка на изобретение 2012125990/11 РФ, МПК E 21 B 7/128. Защитная турель бурового судна / В.И. Таро- вик, В.А. Вальдман, Т.А. Карелин, Е.Н. Фомичев (РФ). Заявлено 22.06.2012, опубл. 27.12.2013. Бюл. 36

Заявка на изобретение 2012122344/11 РФ, МПК В 63 B 21/00. Метод защиты бурового судна турелью с якорной системой удержания в ледовых условиях / В.И. Таровик, В.А. Вальдман, Т.А. Карелин, Е.Н. Фомичев (РФ). Заявлено 31.05.2012, опубл. 10.12.2013. Бюл. 34

Заявка на изобретение 2010131829/11 Франция, МПК В 63 B 21/50. Плавучая платформа с турелью, оборудованная съемным буем для крепления соединительных труб, проходящих со дна до поверхности / Байло Мишель, Дениз Жан-Поль, Марти Тома (Франция). Заявлено 18.03.2009, опубл. 27.04.2012. Бюл. 12

Torbjørn Hals, Norway Fredrik Efraimsson. DP Ice Model of the Arctic Drillship // MTS Dynamic Positioning Conference, October 11-12, 2011

IMO Guidelines, 2002 (IACS Polar Ship Rules, 2006)

The website of the company «Stena Drilling». URL: http://www.stena-drilling.com/our-fleet/stena-icemax

Kryzhevich G.B. Design Problems and Development Prospects for Ice-Resistant Semisubmersible Floating Drilling Units // The Arctic: Ecology and Economy. 2017. No. 4 (28). P. 108-117. DOI: 10.25283/2223-4594- 2017-4-108-117

Roger Skjetne, Lars Imsland, Sveinung Loset. The Arctic DP Research Project: Effective Station Keeping in Ice // Modeling, Identification and Control. 2014. Vol. 35, No. 4. P. 191 - 210

Tarovik V.I. The Concept of Drills for Arctic Shelf // Arctic Regional Oil & Gas Conference, February, 26, 2013. Stavanger, Norway, 2013

Henric Hannus. Aker Solutions Arctic Drillship. Norway, 2012




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ngdelo-2018-4-31-39

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 С. Ю. Елисеев, Д. В. Рахматуллин

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

УФА, УГНТУ, 2017