ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ОСНОВА ПРИОБРЕТЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Н. Н. Лунева, Н. Г. Евдокимова, О. Б. Прозорова, Н. А. Лихачева, Э. К. Аминова, Н. А. Киреева

Аннотация


В статье рассмотрены вопросы организации и проведения практик студентов филиала Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Салавате технических направлений под- готовки академического и прикладного бакалавриата. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, учебными планами всех направлений подготовки предусмотрено прохождение трех видов практик: учебной, производственной и преддипломной. По всем видам практик выпускающими кафедрами разработаны методические указания, в которых для приобретения профессиональных компетенций установлены цели, задачи практики, ее содержание, перечень материалов, необходимых для выполнения курсового проектирования и выпускной квалификационной работы, и др. В работе особое внимание уделено профессиональной значимости производственной практики, представлены результаты и анализ анкетирования студентов по вопросам организации и эффективности производственной практики. Предложенная студентам-практикантам анкета содержала вопросы, охватывающие все стороны производственной практики. По результатам анкетирования представлены степень удовлетворенности производственной практикой студентов по направлениям подготовки, те трудности, с которыми они столкнулись при прохождении практики, основные причины неудовлетворенности производственной практикой. Так, неудовлетворенность студентов организацией практики как со стороны вуза, так и баз практик, позволила оценить необходимость принятия определенных мер для повышения эффективности всех видов практик, приобретения профессиональных компетенций и обеспечения рынка труда высококвалифицированными специалистами. Показано, что важным шагом для эффективной организации производственной практики и успешного ее прохождения является тесное сотрудничество вуза с предприятием. При сотрудничестве филиала УГНТУ в г. Салавате и ООО «Газпром нефтехим Салават» реализуются важные направления работы: участие работодателей в формировании учебных планов и рабочих программ подготовки, корректировка требований к уровню сформированности профессиональных компетенций студентов, реализация целевой подготовки специалистов по заказу предприятия, использование кадрового и научно-технического потенциала предприятия в учебном процессе на основе создания базовых кафедр, проведение мастер-классов для студентов на производственных площадках баз практик. Показано, что для организации эффективного прохождения практики необходимы системный подход и тесное трехстороннее сотрудничество как со стороны предприятия, так и со стороны образовательной организации и студентов.

Ключевые слова


производственная практика;руководитель практики;профессиональные компетенции;эффективность практики;база практики;взаимодействие;работодатель;рынок труда;industrial training;leader of training;professional competencies;practice efficiency;base of practice;cooperation;employer;job market;

Полный текст:

PDF

Литература


Скачкова Л.С. Производственные практики в вузах: обоснование необходимости и методика эффективной организации // Образовательные технологии. 2013. № 3. С. 136 - 143

Оценка качества предоставляемых образовательных услуг студентами 4 курса АлтГТУ: маркетинговое исследование. Барнаул, 2011. 18 с

Мягков А.Ю., Григорьева М.В., Журавлева И.В., Журавлева С.Л. Производственная практика глазами студентов технического вуза (по материалам социологического исследования) // Образование и наука. 2015. № 4 (128). С. 100 - 113

Звонников В.И. Инновационные методы оценки учебных достижений студентов // Высшее образование сегодня. 2006. № 5. С.12 - 17

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http:// eidos.ru/journal/2002/0423. htm

Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. 3-е изд. М.: Изд-во «Кнорус», 2015. 432 с




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ngdelo-2018-4-146-152

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Н. Н. Лунева, Н. Г. Евдокимова, О. Б. Прозорова, Н. А. Лихачева, Э. К. Аминова, Н. А. Киреева

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

УФА, УГНТУ, 2017