ВЕРОЯТНОСТЬ БЕЗОТКАЗНОЙ РАБОТЫ НАДВОДНОЙ ЧАСТИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ МОРСКИХ СТАЦИОНАРНЫХ ПЛАТФОРМ ГРАВИТАЦИОННОГО

П. А. Федоров, М. М. Абдуллин, В. М. Абдуллин, Э. И. Нигматуллин

Аннотация


Развитие шельфовых месторождений углеводородного сырья в России способствует внедрению новых типов морских стационарных платформ гравитационного типа. Строительство этих объектов должно быть технико-экономически обоснованным, с обеспечением требуемой надежности и долговечности. Одним из критериев обо- снования является гарантированный прогноз жизненного цикла платформ, который может вызвать преждевременную остановку деятельности платформы для проведения ремонтно-восстановительных работ. Поэтому поиск оптимальных методов оценки жизненного цикла является актуальной задачей. Проведенная оценка воздействия эксплуатационных сред на железобетонные платформы показала, что набольшее воздействие оказывают ионы хлоридов и углекислый газ в зоне переменного увлажнения стволовой части кессона. В статье приводится анализ зарубежных нормативно-технических документов в области обеспечения долговечности бетона и железобетона в сравнении с отечественным стандартом. Последний показал существенные отставания требований к мерам первичной защиты, а именно в обеспечении плотности бетона, расхода цемента и др. Приводятся результаты анализа жизненного цикла железобетона при воздействии углекислого газа с учетом по модели «Duracrete» для надводной части платформ «Беркут», «Пельтун-Астохская-Б» и «Лунская-А». Определены параметры жизненного цикла платформы - индекс надежности и вероятность риска, которые показали, что при толщине защитного слоя 50 мм полная потеря надежности произойдет через 100 лет, пересечение кривых индекса надежности и вероятности риска произойдет в районе 30 - 40 лет. С целью уточнения начала проведения первых ремонтно-восстановительных работ авторами предложено дополнительное определение «вероятности безотказной работы» морской платформы. Расчеты показали, что этот срок может наступить через 25 лет с начала эксплуатации.

Ключевые слова


долговечность;надежность;жизненный цикл;вероятность;железобетон;платформы;углеводородное сырье;карбонизация бетона;коррозия стали;углекислый газ;durability;reliability;life cycle;probability;reinforced concrete;offshore concrete platforms;hydrocarbonic raw materials;concrete carbonization;steel corrosion;carbon dioxide;

Полный текст:

PDF

Литература


Александров А.В. Строительство железобетонных оснований буровых платформ для освоения морского шельфа в рамках проекта «Сахалин-II» // Гидротехническое строительство. 2006. № 10. С. 19 - 25.

Миронов М.Е. Буровая платформа «Беркут». Проектирование, изготовление и установка основания. СПб.: Политехнический институт, 2015. 247 с.

Розенталь Н.К. Коррозионная стойкость цементных бетонов низкой и особо низкой проницаемости. М.: ФГУП ЦПП, 2006. 520 с.

Гелен К. Предсказание долговечности и жизненный цикл железобетонных сооружений // Бетон и железобетон. Оборудование. Материалы. Технологии. 2013. № 2 (9). С. 106 - 111.

Нигматуллин Э.И. Срок службы и периода безотказной работы нефтедобывающих платформ гравитационного типа по критерию воздействия углекислого газа // Актуальные проблемы технических, естественных и гуманитарных наук: матер. науч.-техн. конф. Уфа: УГНТУ, 2018. Вып. 12. С. 280 - 284.

FIB. Bulletin 18. Recycling of Offshore Concrete Structures Concrete. 2002, 35 p.

Рыбаков Б.А. Особенности сжигания нефтяного попутного газа в газотурбинных установках // Турбины и дизели. 2008. № 3. С. 2 - 8.

Tuutti K. Corrosion of Steel in Concrete. CBI- Forschung, 1982. 468 p.

Peter Schissel, Cristoph Gehlen, Gesa Kapteina. Assessment and Service Life Updating of Existing Tunnels // First International Symposium. Prague, 2004. pp. 189 - 198.

Аугустин Г. Вероятностные методы в строительном проектировании. М.: Стройиздат, 1988. 584 с.

Gehlen C. Probabilistische Lebensdauerbemessung von Stahlbetonbauwerken: Zuverlässigkeitsbetrachtungen zur wirksamen Vermeidung von Bewehrungskorrosion. Germany, Berlin, 2000. 106 p.

Шалый Е.Е. Исследование процессов и механизма коррозии шельфовых сооружений острова Сахалин // Проблемы современного бетона и железобетона: сб. науч. тр. Минск, 2017. Вып. 9. С. 476 - 495.

Леликов О.П. Валы и опоры с подшипниками качения. Конструирование и расчет. М.: Машиностроение, 2006. 640 с.

George C. Hoff Concrete for Offshore Structures // Nawy E.G. Concrete Construction Engineering Handbook. CRC Press, 2008. Ch. 13. pp. 1 - 36.




DOI: http://dx.doi.org/10.17122/ngdelo-2019-2-111-120

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 П. А. Федоров, М. М. Абдуллин, В. М. Абдуллин, Э. И. Нигматуллин

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

УФА, УГНТУ, 2017