Институты стимулирования повышения качества научноисследовательской деятельности в России

Гузель Разимовна Ислакаева

Аннотация


Статья посвящена исследованию проблемы снижения качества публикационной деятельности в российской академической среде. Сама проблема заключается в том, что наблюдаемый в последние годы рост научных публикаций в определенной степени является результатом имитации научной деятельности. В российской среде это связано отчасти с тем, что увеличение спроса на количество научных изданий привело к увеличению предложения со стороны издательств, предъявляющих низкие требования к качеству публикаций. Вместе с тем, рост публикаций российских ученых, представленных в международных базах, к сожалению, также не характеризуется высоким уровнем качества научных работ. Как правило, научные работы российских ученых, представленные в Web of Science, опубликованы в изданиях с подпороговым квартильным уровнем, соответственно они существенно уступают по критериям качества в международном сравнении (США, Германия, Китай, ЮАР). В статье изучены причины данной проблемы. Делается вывод, что существующие в настоящее время в России инструменты по борьбе с низкокачественными научными публикациями не способны в корне решить эту проблему. К сожалению, применяемые Министерством науки и высшего образования РФ административные рычаги в отношении вузов и исследовательских институтов РАН, побуждающие исследователей повышать публикационную активность, рассматривая ее в качестве основного критерия при оценке результативности деятельности вузов и научных учреждений, не сопровождались внедрением таких институтов, которые бы стимулировали высокое качество научных работ. Сам факт, что в российской научной среде существуют институты, допускающие возможность заниматься имитацией научной деятельности, является свидетельством того, что в российском научном сообществе сложились неформальные институты, препятствующие (замедляющие) повышению качества научной публикационной активности. В статье обосновывается необходимость развития института, регулирующего этическую сторону научно-исследовательской деятельности, который, по мнению автора, может способствовать повышению качества научных работ.

Полный текст:

PDF

Литература


Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2015 г. № 340 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

Курбатова М.В., Каган Е. С. Оценка степени значимости эффектов внешнего контроля деятельности преподавателей вузов // Журнал институциональных исследований. – 2015. – Т. 7. - № 3. – С. 122-143.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2014 г. № 162 (ред. от 03.03.2016) «Об утверждении порядка предоставления научными организациями, выполняющими научно-исследовательские,

опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности и порядка подтверждения указанных сведений федеральными органами исполнительной власти в целях мониторинга, порядка предоставления

научными организациями, выполняющими научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности в целях оценки, а также состава сведений о результатах деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, предоставляемых в целях мониторинга и оценки».

Увеличилось количество российских публикаций в престижных журналах. Почему? [URL: http://www.sib-science.info/ru/ras/zagadochnyy-rost-15082017 (Дата обращения: 25.06.2019).

Михайлов О.В. Феномен «мусорных» журналов как прямое следствие коммерциализации науки // Социология науки и технологий. 2018. Том 9. № 2. С. 56-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/fenomenmusornyh-zhurnalov-kak-pryamoe-sledstviekommertsializatsii-nauki (Дата обращения: 25.06.2019).

Руководители eLIBRARY.RU: «Исключенные журналы фактически представляют собой дно». URL: https://indicator.ru/article/2017/08/01/interview-elibrary/ (Дата обращения: 25.06.2019).

ГОСТ 7.60–2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200034382

(Дата обращения: 25.06.2019).

Калгин А.С., Калгина О.В., Лебедева А.А. Оценка публикационной активности как способ измерения результативности труда ученых и ее связь с мотивацией // Вопросы образования. – 2019. - № 1. – С. 44-86.

Курбатова М.В., Каган Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Журнал институциональных исследований. – 2016. – Т. 8. - № 3. – С. 116-136. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26746769_29291665.pdf (Дата обращения: 25.06.2019).

Рощина Я.М., Юдкевич М.М. Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? // Вопросы образования. – 2009. - № 3. – С. 203–228.

Исключенные из РИНЦ журналы. URL: http://phdru.com/publications/ rinzexpelled/ (Дата обращения: 25.06.2019).

300 «мусорным» журналам указали на место / «Газета.ru» URL: https://www.gazeta.ru/science/2017/04/19_a_10634891.shtml (Дата

обращения: 25.06.2019).

Ипполитов С.С. Российские научные журналы под «лупой» «Диссернета»: борьба за «чистоту науки» или «чистой воды болтовня»? URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskie-nauchnye-zhurnaly-pod-lupoydisserneta-borba-za-chistotu-nauki-ili-chistoyvody-boltovnya (Дата обращения: 25.06.2019).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.