Методические основы организации олимпиады по инженерной графике в вузе

Рима Гиниятовна Вильданова, Валерий Акимович Семено, Файруза Тахваловна Зиганшина

Аннотация


При преподавании курса инженерной графики очень важным элементом, пробуждающим творческую активность студентов, является проведение олимпиад. Олимпиада проводится в целях выявления одаренной молодежи, повышения интереса к изучаемой дисциплине и формирования кадрового потенциала для исследовательской деятельности в области инженерной графики и технических дисциплин. В данной статье представлен пример одной из олимпиадных задач. Рассмотрен подробный алгоритм каждого этапа решения данной задачи. Подбирается задача так, чтобы она по возможности затрагивала несколько тем данного курса, наиболее сложных для усвоения. Сложными для усвоения темами являются поверхности, построение линии пересечения поверхностей, виды, разрезы, резьбы. При решении задания студенты должны показать не только свои теоретические знания по предмету, но и способность применять их на практике. При этом участник олимпиады должен показать как умение решать задачи по типовым алгоритмам, так и гибкость пространственного мышления, сообразительность. В наших задачах мы используем сочетание и того, и другого аспекта. В данной работе приведены этапы организации олимпиады. Одним из ответственных этапов является подготовка и разработка комплектов олимпиадных задач. Задачи разрабатываются ежегодно коллективом преподавателей. После подготовки задач необходимо разработать положение шкалы оценивания каждого этапа задания. Каждый этап олимпиадного задания – построение проекций линий пересечения, выполнение разрезов, изображение резьбы и др. – оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, естественно, отводится на выполнение более сложных элементов задачи, нетрадиционных решений. К примеру, в задании сложным этапом может являться построение линии пересечения двух тороидальных поверхностей. Линия пересечения будет находиться по способу эксцентрических сфер. Целью данной работы является рассмотрение примера олимпиадного задания по инженерной графике с подробным алгоритмом решения каждого этапа задания.

Полный текст:

PDF

Литература


Есеева О.В., Рыбак Е.В., Цихончик Н.В. Потенциалы олимпиады в современном социальном образовании: Учебнометодическое пособие по организации и проведению школьных и студенческих олимпиад

в современном вузе / под ред. Е.В. Рыбак. – Архангельск: САФУ, 2012. – 61 с.

Ахадова Г.И. Организация олимпиад по основным дисциплинам, изучаемым на младших курсах высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1413-1415. — URL https://moluch.ru/

archive/115/31279/ (дата обращения: 10.06.2019).

Тарасенко Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. — 2017. — № 1. — С. 50-54. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1789/ (дата обращения: 17.06.2019).

Авдеюк О.А., Асеева Е.Н., Павлова Е.С. Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль олимпиад по техническим предметам в этом процессе // Молодой ученый. — 2011. — № 4. – Т. 2. — С. 72-73. — URL https://moluch.ru/archive/27/2915/ (дата обращения: 05.06.2019).

Королев Ю.И., Устюжанина С.Ю. Инженерная графика. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.

Лагерь А.И. Инженерная графика. Учебник. – М.: Высшая школа, 2009. – 334 с.

Гордон В.О., Семенцов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии: Учеб. пособие / под ред. Ю.Б. Ивановна. – 23 изд.

перераб. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. – 272 с.

Королев Ю.И. Начертательная геометрия. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.