Аннотация
Проблемы качества высшего образования постоянно обсуждаются на разных уровнях, однако до настоящего времени точных рецептов кардинального изменения ситуации не выработано. Постоянно меняющиеся стандарты, продиктованные веянием времени и изменениями требований рынка труда, лишь усугубляют это положение. Как говорится, если постоянно взрыхлять землю, на ней ничего не взойдет. Однако быстрое устаревание знаний, необходимость своевременного и эффективного изменения учебного процесса под требования рынка и работодателя, вытеснение устаревающих профессий вновь появляющимися, слабая базовая подготовка (в большинстве случаев) выпускников школ требуют иных подходов к оптимизации учебного процесса в вузах. Ключевые проблемы учебного процесса в вузах лежат в разном его понимании преподавателями, студентами, руководителями основных образовательных программ (ООП) и работодателем. Студент и работодатель понимают (или должны понимать), что необходимы актуальные знания, соответствующие требованиям действующего рынка, которые могут постоянно меняться, и в этом случае и учебный процесс необходимо оперативно перестраивать. Преподаватели и руководители ООП предлагают к изучению тот материал, которым они сами владеют, независимо от того, есть ли необходимость в этих знаниях (порой сильно устаревших) у студентов, которых ждет впоследствии работодатель. Одним из подходов, который может позволить эффективно оптимизировать учебный процесс в зависимости от изменяющихся реалий времени и рынка, является проектный подход, который, по мнению авторов, необходимо заложить в основу проектирования учебного процесса в вузе. В статье моделируется учебный процесс вуза с целью выявления факторов, определяющих его эффективность и возможность следования этим факторам. Предлагаются пути оптимизации (реинжиниринга) этого процесса, повышения его адаптивности к требованиям рынка труда.
Литература
Бабенко В.В. Практический анализ бизнес-процессов. Сборник задач и упражнений. – Сыктывкар, 2010 — 290 с.
Марка Д.А., МакГоуэн К. SADT — методология структурного анализа и проектирования. – М.: Метатехнология, 1993. – 240 c.
Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. — М.: Инфра-М, 2013. — 255 с.
PMBOK Guide – Руководство к своду знаний по управлению проектами (Guide to the Project Management Body of Knowledge). – Пятое издание. PMI, 2013.
ФГОС ВО 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата). Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/news/6/1074
Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 288 с.
Ishikawa, Kaoru. Introduction to Quality Control. – 1990. – 448 p. ISBN 4-906224-61-X OCLC 61341428.